В 70-х годах ХХ века на автомобильном рынке появилась модель, аналогов которой до неё, просто не было, ведь GMC Motorhome стал первым в истории серийным автодомом (RV Recreational vehicle), разработанным не маленьким тюнинг ателье, а большой автомобильной компанией полностью с нуля. Идея была по настоящему смелой и амбициозной. Компания подошла к её реализации очень ответственно, но увы получившийся в итоге результат оказался более чем неоднозначным.
Безусловно саму идею, создания комфортабельного дома на колесах, сложно назвать новой, ведь появилась она немногим позже самих автомобилей, но до поры до времени компании-гиганты не обсуждали её всерьез, оставив производство "кемперов" различным частным ателье, которые на шасси уже существующих автомобилей, строили свои штучные проекты. Например довольно запоминающиеся автодома от Travco или Winnebago создавались частными компаниями на заводском, грузовом шасси крупных автогигантов и реализовывалась эта продукция зачастую через официальную дилерскую сеть Dodge и Ford. Но всё же началу 1970-х годов, спрос на RV увеличился настолько, что корпорация General Motors не могла не отреагировать на запросы покупателей. В фервале 1972 года, компания GMC объявила о создании полностью "заводского", серийного автодома, получившего название GMC Motorhome.
В статье популярного журнала "MotorTrend" сообщалось, что автомобиль будет построен на специально сконструированном переднеприводном шасси. Композитный кузов, будет изготавливаться по авиационным технологиям из алюминия и фибергласса. Была заявлена стоимость от $12000 до $14000 и гарантированное сервисное обслуживание в дилерских технических центрах GM. Все вышеперечисленное было невероятно для индустрии автодомов того времени, ведь раньше фирмы-производители кемперов, строили кузова на заднеприводных шасси автобусов или грузовиков. Отсюда, как следствие достаточно высокий пол и "своеобразная" управляемость. К тому же фирмы-производители кемперов не всегда могли строить долговечные кузова высокого качества. Представители GMC обещали решить все традиционные для индустрии конструктивные проблемы и вывести на рынок, красивый, современный, комфортный, технологичный, надежный и безопасный автодом.
В мае 1972 GMC MotorHome, был впервые продемонстрирован публике. Планы у GM на этот автомобиль были грандиозные. Изначально, разработкой проекта с рабочим названием TVS-4 (Travel Vehicle Streamlined, «обтекаемое транспортное средство для путешествий») руководил Мартин Касерио, вице-президент General Motors и генеральный менеджер GMC. Амбиции его преемника с 1973 года Алекса Мейра были ещё более впечатляющими. Он планировал сделать Motorhome флагманом бренда, своеобразный «Cadillac среди кемперов». Автомобиль оснащался 7.5 литровым V8 "Rocket" от Oldsmobile ( в 1977 году его заменили 6.6-литровым), а так же АКПП GM THM425. Под днищем машины находились два 95-литровых бака для топлива и два 110-литровых бака для чистой воды и канализации. Передний привод и отсутствие карданного вала, позволило разработчикам сделать пол максимально низким, для более удобной эксплуатации. Сзади была применена нетрадиционная схема – по два колеса с каждой стороны имели очень компактную независимую подвеску, а не мосты. Несмотря на то, что автомобиль разрабатывался в 70-х годах, GMC Motorhome до сих пор отличается от большинства кемперов возможностью выравнивать уровень пола вне зависимости от загрузки и даже компенсировать уклон местности при парковке. Чтобы инженеры не переборщили с занижением конструкции в ущерб эксплуатационным свойствам, перед ними поставили четкое требование: "Motorhome должен без проблем въезжать во все национальные парки США."
GMC одними из первых показали, что у кемпера может быть обширное остекление ( более 15% общей площади кузова), после чего остальные производители начали заимствовать подобный подход. У автомобиля была превосходная для того времени шумо и виброизоляция. Шумы от дороги и наружного окружения блокировались специальными прослойками из пенополиуретана, которые покрывали весь пол, внутренние стены и потолок. Предлагалось около 15 вариантов внутренней планировки. С полноценной кухней, туалетом, кондиционером на крыше и другими удобствами, автомобиль действительно должен был стать полноценным домом на колесах. Была подготовлена специальная гамма ярких цветов, для этих автомобилей. Казалось автодом GMC просто обречен на успех.
Тем не менее с началом продаж выявился целый ряд недостатков. Из-за эффектного остекления, Motorhome очень сильно нагревался, заставляя кондиционер работать практически без остановки, из-за чего машину приходилось оставлять заведенной. Невысокие потолки и в целом достаточно компактная планировка привели к тому, что полноценная кровать в этих "автодомах" была доступна далеко не во всех комплектациях, и по сути спать владельцам приходилось на небольших, раскладных лежачих местах. Дорожный просвет, действительно позволял въезжать во все национальные парки, как и планировалось, но всё же у большинства конкурентов, проходимость была на гораздо более высоком уровне. В целом, по мнению потенциальных покупателей, GMC Motorhome отлично подходил для комфортных дальних путешествий, но вот как полноценный дом на колесах, показал себя не с самой лучшей стороны, в отличии от конкурентов, которые хоть и ездили как грузовики, но тем не менее были способны предоставить покупателям достаточное количество пространства для комфортного проживания.
Тем не менее многие поклонники марки, оценили GMC Motorhome довольно высоко и в целом, на фоне всеобщего бума автопутешествий, объемы продаж ожидались достаточно высокими. Но увы планам GMC по “захвату” рынка не суждено было сбыться. Грянувший топливный кризис превратил длительные поездки в кемперах в "удовольствие для очень не бедных людей". Продажи снизились настолько резко и сильно, что GMC, были вынуждены остановить производство GMC Motorhome уже в декабре 1973 года. В конце 1974 года, производство автомобилей восстановилось. Были добавлены новые, люксовые комплектации для обеих (23 и 26 футовых) версий автомобиля. Тем не менее, даже постепенное повышение уровня продаж, не помогло GMC MotorHome стать по настоящему успешным. Разработка модели была настолько затратной, что по сути GM теряли деньги на каждом проданном экземпляре, так как себестоимость этих машин была очень высокой, а спрос мягко говоря умеренным. 11 ноября 1977 года генеральный менеджер GMC Роберт Тракселл заявил о выходе компании из бизнеса RV, для того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на более стабильном направлении, создания пикап траков, грузовиком и внедорожников. За пять лет производства, GMC продали 12921 автомобиль GMC Motorhome.
И всё же история этого необычного автомобиля не закончилась. Документация, оборудование и оставшиеся нереализованными запасные части, были куплены представителями частных компаний, которые даже сейчас, спустя 45 лет, помогают владельцам GMC MotorHome поддерживать их в рабочем состоянии. С годами модель стала по настоящему культовой и сохраненные экземпляры со временем стали постоянными "гостями" самых различных автомобильных выставках по всему миру. Многие ли автомобили могут этим похвастаться?
Не пропустите все самые интересные и актуальные автомобильные новости корпорации General Motors в экспертном блоге компании “Шеви Плюс”.