General Motors Truck Company (или GMC) - это подразделение General Motors, которое специализируется на, так называемых, траках. Давайте здесь сделаем ремарку. Несмотря на то, что дословно "трак" - это грузовик. В американском английском "траком" могут называть, как тяжелый грузовик, так и пипак или SUV, типа, Suburban или Tahoe. Но, в любом случае, подразумевается большая рамная машина. Правда, в настоящий момент (согласно современном рынку) GMC выпускает: кроссоверы, пикапы, фургоны (они же "вэны") и легкие траки, рассчитанные на рынок премиум-класса. Однако в прошлом GMC также делали: пожарные машины, автомобили скорой помощи, полноразмерные грузовики, военные автомобили, автодома, автобусы и так далее. Несмотря на то, что технически многие автомобили GMC - это Chevrolet, GMC позиционируется классом выше. В частности, супер-роскошная версия Denali. В американских салонах GMC частенько стоят вместе с Buick-ом, что позволяет дилерам продавать сразу, как легковые автомобили, так и траки более высокого уровня, в сравнении с теми же Chevrolet. Итак, давайте пробежимся по самым основным точкам развития GMC. Поехали!
История началась в 1902-ом году, с момента основания братьями Грабовски, Максом и Моррисом, Rapid Motor Vehicle Company в Понтиаке, Мичиган. Компания занималась выпуском 1-тонных грузовичков, и к 1904-му было продано 75 единиц. В 1909-ом году Rapid был куплен небезызвестным Уильямом Дюрантом и превратился в дочернюю компанию General Motors. Кстати, в том же 1909-ом году грузовик Rapid попал в заголовки газет, поднявшись на легендарную вершину Пайкс-Пик. Так вот, годом ранее, в 1908-ом, Дюрант также приобрел Reliance Motor Car Company, еще одну небольшую компанию, занимавшуюся выпуском коммерческой техники. В 1911-ом, за счет слияния Rapid и Reliance внутри GM формируется General Motors Truck Company, а в 1912-ом впервые появляется эмблема GMC. Все производство тогда было сосредоточено на заводе Rapid в Понтиаке.
В 1916-ом было еще одно яркое событие. Уильям Уорвик проехал на грузовике GMC от Сиэтла до Нью-Йорка и обратно с одной тонной консервированного молока. Машина находилась в пути 21-у неделю и прошла более 9500 миль. Спустя 50 лет этот же маршрут повторили на грузовике 66-го года, и время в поездке было всего 6 дней.
В 1917-ом GMC 16 на 3/4 тонны стал стандартным грузовиком в артиллерии армии США. В основном, его использовали в качестве медицинского автомобиля во время Первой Мировой. Также GMC поставляли грузовики с прожекторными установками и военные машины для перевозки грузов и военнослужащих.
В 1925-ом руководство Дженерал Моторс обратило внимание на быстрорастущий рынок автобусов. Дабы охватить его - была приобретена часть акций чикагской компании Yellow Cab, которая примкнула к подразделению GMC.
Стоит отметить, что автобусы выпускались вплоть до 87-го года. В дальнейшем GM отказались от этого направления, не выдержав конкуренции со стороны других производителей. Но вернемся к истории. В 1927-ом произошло одно событие, которое еще больше прославило и увеличило продажи GMC. "Пушечное ядро" Бейкер побил все рекорды, проехав от Атлантического до Тихого океана (если точнее, то от Нью-Йорка до Сан-Франциско) на GMC (на две тонны) с 6-цилиндровым двигателем за 5 дней и 17 с половиной часов.
В 30-х годах GMC производили все: от пикапов на пол тонны до больших тяжелых грузовиков и трейлеров. Одной из ярких моделей того периода был Suburban Carryall, который сочетал в себе комфорт легкового автомобиля с практичностью грузовика. Большим хитом стали 2-цветные обтекаемые машины 37-го года, а в особенности новые модели с кабиной над двигателем.
С началом Второй Мировой войны компания Yellow Truck & Coach (именно так называлось подразделение GMC после слияния с Yellow Cab) стала производить военные грузовики с приводом на 6 колес.
С 1941-го по 1945-ый было выпущено 529.100, так называемых, "Джимми". Их грузоподъемность, как и длина, варьировалась. И конфигураций было достаточно много: от самосвалов и цистерн до автомобилей для перевозки боеприпасов и пожарных машин.
Также за 43 дня на базе "Джимми" была разработана амфибия DUKW, которая, естественно, получила прозвище Duck, "Утка". Машина оказалось настолько удачной, что в общей сложности была выпущена 21.000 единиц. В сентябре 1943-го года GM полностью выкупили активы Yellow Truck & Coach и переименовали компанию в GMC Truck & Coach Division.
Общий подъем в послевоенной Америке сказался и на "грузовиках мечты" от GMC. Появились такие машины, как пикапы Suburban 57-го, Wideside 58-го и фургон Handi Van начала 60-х.
У людей появилось больше свободного времени, что стимулировало рынок Suburban-ов, фургонов, пикапов-кемперов, домов на колесах и внедорожников, в целом.
В 1970-ом вернулось название "Джимми", и ознаменовало появление первого SUV (Sport Utility Vehicle) от GMC.
Важным моментом 72-го года стал Sprint, который сочетал в себе черты седана и пикапа.
В 1982-ом появился компактный пикап S-15, который стал ответом GM на импортные, так называемые, мини-траки.
В 83-ем за ним последовал S-15 Джимми.
Фургон GMC Safari, представленный в 85-ом, стал еще одной компактной моделью, которая позиционировалась, как среднеразмерный автомобиль, помещающийся в гараж.
В 90-х GMC продолжили улучшать свой модельный ряд, делая ставку на аэродинамику. Помимо этого стали появляться мощные технологичные траки, как Syclone 91-го года. Здесь давайте притормозим. Syclone является крайне редкой и желанной среди коллекционеров машиной. Он выпускался всего один год, и за это время появилось всего 2.998 единиц.
Его соплатформенник SUV Typhoon продержался дольше с 91-го по 93-ий, и был выпущен в количестве 4.697 автомобилей.
Что же в них такого уникального?
Под капотом Syclone и Typhoon скрывается турбированный V6 4.3 литра. Однако это не просто V6 с турбиной. Эти двигатели имели свои уникальные компоненты: поршневую, впускной и выпускные коллекторы, топливную систему. Впуск был переделан под 48-миллиметровую дроссельную заслонку от смол-блока Шеви 5.7. В паре с двигателем работали 4-ступенчатая коробка 4L60 и раздатка BorgWarner, раскидывающая 35% момента - вперед и 65 - назад. Благодаря этому Syclone и Typhoon ускорялись до 97-ми км/ч за 4.3 секунды, и были достаточно грозными соперниками, как на светофорах, так и на дрэг-стрипах.
Но вернемся к истории.
Также в 90-х были заменены все названия. Пикапы С/К серии превратились в Sierra, S-15 стал Sonoma, Jimmy превратился в Yukon, а фургоны Rally/Vandura - в Savana. Появились и новые модели - Envoy и Yukon Denali.
Из новинок 2000-х мы имеем: кроссовер Acadia 2007-го, который был первым автомобилем компании с несущим кузовом.
В 2009-ом, спустя более, чем 100 лет, GMC отказались от выпуска среднеразмерных коммерческих грузовиков.
Также в 2009-ом дебютировал среднеразмерный кроссовер Terrain, который пришел на смену Pontiac Torrent.
Итак, что же мы имеем на данный момент? Во-первых, GMC все также позиционируется классом выше, чем Chevrolet. Как следствие - они дороже и имеют более "жирную" комплектацию. Однако самое главное - это новый Hummer. Да, новый электрический Hummer EV выйдет под брендом GMC, что знаменует новый виток истории, как для модели, так и для компании, в целом. Посмотрим. Но, в любом случае, GMC достаточно крепко стоит на ногах и в ближайшее время совершенно не собирается сдавать позиции в своей нише рынка автомобилей.